Дипломатическая академия

Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

  1. «Профессиональный  иностранный  язык ”

Цель курса : достижение  практического владения языком, позволяющего  использовать            его             в научной работе.

Задачи курса: совершенствование  и   дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по  иностранному  языку        в  различных  видах речевой

коммуникации.

Процесс изучения дисциплины «Профессиональный  иностранный  язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант  должен:

знать: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500  терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического   и диалогического  высказываний

владеть: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка     в пределах программных требований и правильно  использовать их   во        всех видах речевой коммуникации и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.

уметь: свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствую

щей     отрасли знаний; оформлять  извлеченную из  иностранных источников информацию в виде перевода или резюме;   делать  сообщения и доклады на  иностранном  языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя); вести беседу по специальности.

  1. Методология и методы научного исследования”

Учебная дисциплина “Методология и методы научного исследования” предназначена для докторантов Дипломатической академии МИД КР им. К. Дикамбаева. Эта дисциплина призвана научить докторантов не только с теорией научной деятельности и методологии, но и с основами практической организации и подготовки научного исследования. В научной работе важно уметь пользоваться всеми средствами, приемами и методами познания в целях получения нового знания, его анализа и дальнейшего развития. Поэтому изучение докторантами в рамках курса “Методология и методы научного исследования” всего спектра знаний по уровням и методам научного познания, по формулировке цели и задач исследования и по их дальнейшему достижению, овладение умениями и навыками по поиску необходимой информации, ее обработке и систематизации, по определению гипотезы исследования и формулированию основных научных положений являются серьезным почином в предстоящей научной деятельности аспирантов.

Цель курса заключается в ознакомлении докторантов с основами методологии научных исследований, с наукой в качестве человеческой деятельности, с разнообразием научных методов, а также в выработке у них умений и навыков по организации и выполнению научных исследований.

Задачи курса состоят в:

  • ознакомлении докторантов с сущностью и функциями науки, с ее различными категориями;
  • исследовании особенностей эволюции науки;
  • изучении различных оснований науки, изучении ее методологии;
  • выявлении объектов и субъектов науки;
  • рассмотрении всей совокупности методов исследовательской работы;
  • изучении разнообразия научно-исследовательских работ;
  • изучении специфики организации и проведения научного исследования.
  1. Современные проблемы политической науки”

Учебная дисциплина “Современные проблемы политической науки” призвана дать докторантам необходимые знания по современным тенденциям политологии, ее основным направлениям и предметному полю ее развития. На современные тенденции развития политической науки свое непосредственное влияние оказывают не только глобализационные и интеграционные процессы, происходящие в мире, но и развитие различных технологий, в том числе информационных, коммуникационных и др.

Цель курса заключается в изучении новейших тенденций и направлений современной политологии, а также новых вызовов и проблем, стоящих перед современной политической наукой. Не последнее значение имеет и изучение опыта развитых государств мира по институционализации политической науки, по стандартизации полученных знаний и разграничению предметов исследования различных разделов политической науки. В этом аспекте особенно ценен опыт стран Западной Европы.

Задачи курса состоят в том, чтобы дать докторантам знания:

  • о современных концепциях, основных школах и направлениях политической науки;
  • о глобализации политической науки и ее влиянии на различные международные и региональные политические процессы;
  • о современных информационных и коммуникационных технологиях в политике;
  • об опыте стран Западной Европы по институционализации политической науки;
  • об основных проблемах, стоящих перед политической наукой Кыргызстана.
    1. «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»

Освоение дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке соискателей и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Цель освоения дисциплины состоит в приобретении знаний соискателями о сущности методологии исследования международных отношений. Программа курса ориентирует соискателей на изучение теоретико-методологических и практических основ изучения проблем современных международных отношений и мировой политики, что дает возможность обучающимся получить полное научное представление о все более значимой роли дискурса и дискурсивных технологий в глобальном взаимодействии народов и стран мирового сообщества.

  1. Интеграционные  процессы  в Евразии»

Целью  освоения дисциплины «Интеграционные  процессы  в Евразии» является  получение докторантом  целостного представления об интеграционных тенденциях в мире, закономерностях и взаимосвязях интеграционных процессов  на постсоветском пространстве.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
  • обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
  • научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
  • развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
  • знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.

Процесс изучения дисциплины «Интеграционные  процессы  в Евразии» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант  должен:

знать: политико-экономические факторы и проблематику евразийской интеграции;

уметь: определять политические и экономические интересы партнеров по интеграционному проекту с использованием имеющейся исторической, экономической и правовой информации.

владеть: историческим и политическим анализом и сопоставления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, использования исторического контекста в изучении и исследовании проблематики евразийской интеграции.

  1. «Мегатренды и глобальные проблемы современности»

Дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» предполагает формирование у докторантов правильного представления о современных кардинальных проблемах международных отношений конца ХХ – начала XXI века, имеющих комплексный и проблемный характер, умений разобраться в основных направлениях глобальных проблем современности, дать оценку различным взглядам и тенденциям политического развития мира, навыков анализа политических факторов, трансформирующих систему международных отношений. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики.

Цель курса – формирование у докторантов понимания современных направлений развития общества в экономическом, социокультурном, технологическом, политическом и международных аспектах.

 Задачи дисциплины:

  • научиться анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними;
  • получить навыки в определении пробелов в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению;
  • овладеть навыками в разработке стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов;
  • научиться выявлять взаимосвязи глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических явлений и процессов;
  • овладеть навыками оценивания глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных социально-экономических и общественно-политических процессов с применением методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного характера.

Процесс изучения дисциплины «Мегатренды и глобальные проблемы современности» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант  должен:

знать: представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости акторов мировой политики, глубокой  взаимосвязи и взаимозависимости процессов и в условиях глобального мира, современных глобальных проблемах и усилиях мирового сообщества по их решению; процессы и закономерности мирового взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, гражданских обществ;

уметь: рассматривать проблемы формирования новой системы мироустройства, возможности прогнозирования направлений развития мирополитических процессов; определить методологию исследований в области мировой политики;

владеть: пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом; ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для Кыргызстана.

  1. “История и философия науки”                

Цель дисциплины: уяснение основных стратегий научного исследования и исторических оснований формирования научного знания.

Задачи: 

  • развитие у докторантов способности осмысления актуальных проблема истории и философия науки как современной мировой традиции философского осмысления природы науки;
  • формирование научно-методологического мировоззрения на основе знания особенностей современной науки;
  • совершенствование навыков научного осмысления действительности.

Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант  должен:

  • знать: современные концепции истории и философии науки;
  • уметь: анализировать современные проблемы истории и философии науки;
  • владеть: концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
    1. “Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы”

Целью  освоения дисциплины «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» является развитие у докторантов компетенций, необходимых им в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза и формирование компетентного подхода к решению педагогических задач.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
  • обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
  • научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
  • развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
  • знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.

Процесс изучения дисциплины «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант  должен:

  • знать: структуру понятий профессионализм личности и деятельность педагога; структуру понятий: профессионализм личности и деятельность педагога; специфическое содержание категорий и принципов морали в педагогической этике;
  • уметь: организовывать самостоятельную деятельность студентов с позиций компетентного подхода; оценивать качество подготовки специалистов; проектировать учебную дисциплину, учебную информацию; разрабатывать дидактические средства и эффективные формы, методы и технологии обучения, способствующие формированию необходимых компетенций при изучении ими различных дисциплин.;
  • владеть: методами развития личностных и профессиональных компетенций; способами рефлексии педагогической деятельности и ее корректировки; компетентным подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе; приемами и способами организации различных форм нравственного воспитания; навыками применения моральных норм педагога при решении педагогических задач.
    1. “Научно-исследовательский семинар (Стратегия аналитического исследования)”

Цель преподавания учебной дисциплины “Стратегия научного исследования” состоит в осмыслении, формировании и в итоге создании научным работником собственного научного труда.

Задачи дисциплины:

  • Попытаться сформировать у студентов-докторантов собственное видение научной работы;
  • Внести в курс лекционных занятий фундаментальные основы поэтапного написания научной работы согласно собственному научному опыту;
  • Представить значимые аспекты основ западной докторантуры PhD с целью ознакомления и определённого заимствования опыта зарубежной академической системы;
  • Ознакомить как с личным первым академическим проектом на соискание учёной степени кандидата наук, так и с авторитетным докторским проектом российского образца с целью формирования у молодых учёных навыков написания плана докторской диссертации;
  • Приобщить докторантов к изучению значимой литературы: первоисточников как отечественных, так и зарубежных авторов. Данная задача нацелена на умение писать так называемые обзорные статьи по прочитанному в литературе материалу;
  • Сформировать основы написания научной статьи согласно собственной, так и российской методике.
  • Уметь: самостоятельно приобретать новейшие знания и профессиональные навыки; создавать и претворять свои идеи в обозначенной области и/или в смежных областях. Верно подбирать источники и текущую информацию, столь необходимую для развития деятельности;
  • Знать: способы открывать и развивать новые идеи согласно социально-экономическим и культурным преобразованиям научно-технического прогресса;
  • Владеть: навыками самостоятельного усвоения и применения новейших учений и технологий.
  1. «Международно-политические процессы ЦА»

Целью освоения дисциплины «Международно- политические процессы в Центральной Азии» является  углубление и расширение представлений  о потенциале ключевых стран Центрально-азиатского региона, способах его реализации во внешней политике, главных региональных вызовах и угрозах .

 Задача освоения дисциплины: сформировать комплексное представление по проблеме изучения исторических и современных международных отношений Центральной Азии; определить суть факторов, повлиявших на развитие ЦАР и региональных международных взаимовлияний, ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств; выявить специфику концептуальных основ и целей внешней политики государств на примере государств Центральной Азии; основные тенденции развития международных отношений государств ЦАР на современном этапе и их места в глобальной политике.:

  • Знатьсовокупность факторов, повлиявших на развитие региона и региональных международных взаимовлияний;
  • уметь:
  • ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;
  • ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств;
  • уметь:

ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;

  • соотносить глобальные международные процессы, интересы внешних акторов и проблемы современных международных отношений в Центральной Азии;
  • выделять особенности социально-экономического развития государств Центральной Азии и их влияние на формировании внешней политики стран Центральной Азии;
  • владеть: теоретическими знаниями по курсу ‘Центральная Азия в системе международных отношений’;
  • аналитическими приемами обработки информации;  
  • навыками прогнозирования политического, социально-экономического развития Центральной Азии на современном этапе.

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

 

Целью научно-исследовательской деятельности  докторантов  является углубленное усвоение теории международных отношений и мировой политики, приобретение опыта ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности для подготовки научно-квалификационной работы – диссертации на соискание академической степени Доктор PhD по направлению подготовки 530800 Международные отношения ; подготовка современных специалистов-исследователей, имеющих высшую профессиональную квалификацию, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области исторических процессов и явлений в их социокультурных, экономических, политических, аксиологических измерениях и их отражении в исторических источниках, и способных быстро адаптироваться к запросам динамично развивающегося рынка труда.

Задачи:

– формирование комплексного представления о специфике деятельности научного работника по направлению подготовки 530800 Международные отношения;

– овладение современными методами исследования, практикуемыми в области международных отношений и мировой политики;

– развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях;

– участие докторанта научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой;

внесение докторантом  личного вклада в научно-исследовательскую программу, осуществляемую кафедрой;

– инициирование участия аспирантов в работе российских и международных научных форумов, формировать навыки презентации и апробации собственных научных исследований;

подготовка докладов на конференции, тезисов и статей для опубликования.

В ДА МИД КР им.К.Дикамбаева при реализации программы базовой докторантуры по направлению 530800 «Международные отношения» предусмотрены следующие виды практик:

Научно-педагогическая практика, цель которой :

  • изучение основ педагогической и учебно-методической работы в образовательной организации высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр ДА МИД КР им.К.Дикамбаева, становление комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно технологической готовности докторанта к научно-педагогической деятельности.

 Задачи научно-педагогической практики:

  • завершение теоретических исследований по теме диссертации;
  • информировать аспирантов о специфике содержания и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования;
  • совершенствовать умения осуществлять психолого-педагогический анализ различных объектов педагогической систем;
  • формировать умение применять психолого-педагогические знания в разнообразных формах учебных и вне учебных занятий и мероприятий;
  • способствовать становлению навыков проектирования учебного процесса репродуктивного, продуктивного и творческого уровней, конструирования учебных занятий различного типа, дидактической обработки учебного материала, организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых;
  • обеспечивать опыт творческой деятельности в роли преподавателя профильных дисциплин, навыки оказания консультативной помощи студентам в выполнении научно-исследовательских работ;
  • формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности;
  • совершенствовать умения самоанализа и самооценки педагогической деятельности.. Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантом навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиям и к уровню подготовки докторантов. Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной докторантом совместно с научным руководителем.  Научно-педагогическая практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным учебным планом. В зависимости от реализуемой программы базовой докторантуры и особенностей индивидуальной подготовки базовой докторантуры, период проведения научно-педагогической практики может быть изменен в установленном порядке. 

Научно-педагогическая практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:

б) профессиональными (ПК):    

общепрофессиональные компетенции:

  • способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
  • готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

профессиональные компетенции:

  • способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению «530800 «Международные отношения».
  • способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
  • ПК-3: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
  • владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
  • способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.

 

Научно-исследовательская практика, цель которой формирование у докторантов навыков и умений, необходимых для организации и проведения научных исследований, связанных с подготовкой докторской диссертации, а также занятия научными исследованиями на стадии после вузовского образования и работы в научно-исследовательских проектах;

Научно-исследовательская практика-вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных докторантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по направлению  «Политические науки», подготовку к будущей профессиональной деятельности. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Научно-исследовательская практика начинается с изучения общих вопросов организации и планирования научно- исследовательской работы. В результате прохождения научно-исследовательской практики докторант должен знать:

  • историю становления и развития международных отношений;
  • особенности современного этапа развития международных отношений;
  • основную терминологию в области научных исследований;
  • методологию научных исследований, основные методы и методики, используемые для сбора и обработки информации, для анализа результатов исследования;
  • организацию библиографического поиска литературных источников по научным проблемам;
  • требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:

б) профессиональными (ПК):    

общепрофессиональные компетенции:

  • способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
  • готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

профессиональные компетенции:

  • способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению 530800 «Международные отношения».
  • способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
  • способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
  • владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
  • способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
ru_RUРусский