- «Профессиональный иностранный язык ”
Цель курса : достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.
Задачи курса: совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по иностранному языку в различных видах речевой
коммуникации.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического и диалогического высказываний
владеть: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.
уметь: свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствую
щей отрасли знаний; оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя); вести беседу по специальности.
- “Методология и методы научного исследования”
Учебная дисциплина “Методология и методы научного исследования” предназначена для докторантов Дипломатической академии МИД КР им. К. Дикамбаева. Эта дисциплина призвана научить докторантов не только с теорией научной деятельности и методологии, но и с основами практической организации и подготовки научного исследования. В научной работе важно уметь пользоваться всеми средствами, приемами и методами познания в целях получения нового знания, его анализа и дальнейшего развития. Поэтому изучение докторантами в рамках курса “Методология и методы научного исследования” всего спектра знаний по уровням и методам научного познания, по формулировке цели и задач исследования и по их дальнейшему достижению, овладение умениями и навыками по поиску необходимой информации, ее обработке и систематизации, по определению гипотезы исследования и формулированию основных научных положений являются серьезным почином в предстоящей научной деятельности аспирантов.
Цель курса заключается в ознакомлении докторантов с основами методологии научных исследований, с наукой в качестве человеческой деятельности, с разнообразием научных методов, а также в выработке у них умений и навыков по организации и выполнению научных исследований.
Задачи курса состоят в:
- ознакомлении докторантов с сущностью и функциями науки, с ее различными категориями;
- исследовании особенностей эволюции науки;
- изучении различных оснований науки, изучении ее методологии;
- выявлении объектов и субъектов науки;
- рассмотрении всей совокупности методов исследовательской работы;
- изучении разнообразия научно-исследовательских работ;
- изучении специфики организации и проведения научного исследования.
- “Современные проблемы политической науки”
Учебная дисциплина “Современные проблемы политической науки” призвана дать докторантам необходимые знания по современным тенденциям политологии, ее основным направлениям и предметному полю ее развития. На современные тенденции развития политической науки свое непосредственное влияние оказывают не только глобализационные и интеграционные процессы, происходящие в мире, но и развитие различных технологий, в том числе информационных, коммуникационных и др.
Цель курса заключается в изучении новейших тенденций и направлений современной политологии, а также новых вызовов и проблем, стоящих перед современной политической наукой. Не последнее значение имеет и изучение опыта развитых государств мира по институционализации политической науки, по стандартизации полученных знаний и разграничению предметов исследования различных разделов политической науки. В этом аспекте особенно ценен опыт стран Западной Европы.
Задачи курса состоят в том, чтобы дать докторантам знания:
- о современных концепциях, основных школах и направлениях политической науки;
- о глобализации политической науки и ее влиянии на различные международные и региональные политические процессы;
- о современных информационных и коммуникационных технологиях в политике;
- об опыте стран Западной Европы по институционализации политической науки;
- об основных проблемах, стоящих перед политической наукой Кыргызстана.
- «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»
Освоение дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке соискателей и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Цель освоения дисциплины состоит в приобретении знаний соискателями о сущности методологии исследования международных отношений. Программа курса ориентирует соискателей на изучение теоретико-методологических и практических основ изучения проблем современных международных отношений и мировой политики, что дает возможность обучающимся получить полное научное представление о все более значимой роли дискурса и дискурсивных технологий в глобальном взаимодействии народов и стран мирового сообщества.
- “Интеграционные процессы в Евразии»
Целью освоения дисциплины «Интеграционные процессы в Евразии» является получение докторантом целостного представления об интеграционных тенденциях в мире, закономерностях и взаимосвязях интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
- обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
- научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
- развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
- знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.
Процесс изучения дисциплины «Интеграционные процессы в Евразии» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: политико-экономические факторы и проблематику евразийской интеграции;
уметь: определять политические и экономические интересы партнеров по интеграционному проекту с использованием имеющейся исторической, экономической и правовой информации.
владеть: историческим и политическим анализом и сопоставления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, использования исторического контекста в изучении и исследовании проблематики евразийской интеграции.
- «Мегатренды и глобальные проблемы современности»
Дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» предполагает формирование у докторантов правильного представления о современных кардинальных проблемах международных отношений конца ХХ – начала XXI века, имеющих комплексный и проблемный характер, умений разобраться в основных направлениях глобальных проблем современности, дать оценку различным взглядам и тенденциям политического развития мира, навыков анализа политических факторов, трансформирующих систему международных отношений. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики.
Цель курса – формирование у докторантов понимания современных направлений развития общества в экономическом, социокультурном, технологическом, политическом и международных аспектах.
Задачи дисциплины:
- научиться анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними;
- получить навыки в определении пробелов в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению;
- овладеть навыками в разработке стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов;
- научиться выявлять взаимосвязи глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических явлений и процессов;
- овладеть навыками оценивания глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных социально-экономических и общественно-политических процессов с применением методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного характера.
Процесс изучения дисциплины «Мегатренды и глобальные проблемы современности» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости акторов мировой политики, глубокой взаимосвязи и взаимозависимости процессов и в условиях глобального мира, современных глобальных проблемах и усилиях мирового сообщества по их решению; процессы и закономерности мирового взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, гражданских обществ;
уметь: рассматривать проблемы формирования новой системы мироустройства, возможности прогнозирования направлений развития мирополитических процессов; определить методологию исследований в области мировой политики;
владеть: пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом; ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для Кыргызстана.
- “История и философия науки”
Цель дисциплины: уяснение основных стратегий научного исследования и исторических оснований формирования научного знания.
Задачи:
- развитие у докторантов способности осмысления актуальных проблема истории и философия науки как современной мировой традиции философского осмысления природы науки;
- формирование научно-методологического мировоззрения на основе знания особенностей современной науки;
- совершенствование навыков научного осмысления действительности.
Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: современные концепции истории и философии науки;
- уметь: анализировать современные проблемы истории и философии науки;
- владеть: концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
- “Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы”
Целью освоения дисциплины «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» является развитие у докторантов компетенций, необходимых им в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза и формирование компетентного подхода к решению педагогических задач.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
- обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
- научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
- развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
- знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: структуру понятий профессионализм личности и деятельность педагога; структуру понятий: профессионализм личности и деятельность педагога; специфическое содержание категорий и принципов морали в педагогической этике;
- уметь: организовывать самостоятельную деятельность студентов с позиций компетентного подхода; оценивать качество подготовки специалистов; проектировать учебную дисциплину, учебную информацию; разрабатывать дидактические средства и эффективные формы, методы и технологии обучения, способствующие формированию необходимых компетенций при изучении ими различных дисциплин.;
- владеть: методами развития личностных и профессиональных компетенций; способами рефлексии педагогической деятельности и ее корректировки; компетентным подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе; приемами и способами организации различных форм нравственного воспитания; навыками применения моральных норм педагога при решении педагогических задач.
- “Научно-исследовательский семинар (Стратегия аналитического исследования)”
Цель преподавания учебной дисциплины “Стратегия научного исследования” состоит в осмыслении, формировании и в итоге создании научным работником собственного научного труда.
Задачи дисциплины:
- Попытаться сформировать у студентов-докторантов собственное видение научной работы;
- Внести в курс лекционных занятий фундаментальные основы поэтапного написания научной работы согласно собственному научному опыту;
- Представить значимые аспекты основ западной докторантуры PhD с целью ознакомления и определённого заимствования опыта зарубежной академической системы;
- Ознакомить как с личным первым академическим проектом на соискание учёной степени кандидата наук, так и с авторитетным докторским проектом российского образца с целью формирования у молодых учёных навыков написания плана докторской диссертации;
- Приобщить докторантов к изучению значимой литературы: первоисточников как отечественных, так и зарубежных авторов. Данная задача нацелена на умение писать так называемые обзорные статьи по прочитанному в литературе материалу;
- Сформировать основы написания научной статьи согласно собственной, так и российской методике.
- Уметь: самостоятельно приобретать новейшие знания и профессиональные навыки; создавать и претворять свои идеи в обозначенной области и/или в смежных областях. Верно подбирать источники и текущую информацию, столь необходимую для развития деятельности;
- Знать: способы открывать и развивать новые идеи согласно социально-экономическим и культурным преобразованиям научно-технического прогресса;
- Владеть: навыками самостоятельного усвоения и применения новейших учений и технологий.
- «Международно-политические процессы ЦА»
Целью освоения дисциплины «Международно- политические процессы в Центральной Азии» является углубление и расширение представлений о потенциале ключевых стран Центрально-азиатского региона, способах его реализации во внешней политике, главных региональных вызовах и угрозах .
Задача освоения дисциплины: сформировать комплексное представление по проблеме изучения исторических и современных международных отношений Центральной Азии; определить суть факторов, повлиявших на развитие ЦАР и региональных международных взаимовлияний, ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств; выявить специфику концептуальных основ и целей внешней политики государств на примере государств Центральной Азии; основные тенденции развития международных отношений государств ЦАР на современном этапе и их места в глобальной политике.:
- Знать: совокупность факторов, повлиявших на развитие региона и региональных международных взаимовлияний;
- уметь:
- ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;
- ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств;
- уметь:
ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;
- соотносить глобальные международные процессы, интересы внешних акторов и проблемы современных международных отношений в Центральной Азии;
- выделять особенности социально-экономического развития государств Центральной Азии и их влияние на формировании внешней политики стран Центральной Азии;
- владеть: теоретическими знаниями по курсу ‘Центральная Азия в системе международных отношений’;
- аналитическими приемами обработки информации;
- навыками прогнозирования политического, социально-экономического развития Центральной Азии на современном этапе.
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:
Целью научно-исследовательской деятельности докторантов является углубленное усвоение теории международных отношений и мировой политики, приобретение опыта ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности для подготовки научно-квалификационной работы – диссертации на соискание академической степени Доктор PhD по направлению подготовки 530800 Международные отношения ; подготовка современных специалистов-исследователей, имеющих высшую профессиональную квалификацию, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области исторических процессов и явлений в их социокультурных, экономических, политических, аксиологических измерениях и их отражении в исторических источниках, и способных быстро адаптироваться к запросам динамично развивающегося рынка труда.
Задачи:
– формирование комплексного представления о специфике деятельности научного работника по направлению подготовки 530800 Международные отношения;
– овладение современными методами исследования, практикуемыми в области международных отношений и мировой политики;
– развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях;
– участие докторанта научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой;
внесение докторантом личного вклада в научно-исследовательскую программу, осуществляемую кафедрой;
– инициирование участия аспирантов в работе российских и международных научных форумов, формировать навыки презентации и апробации собственных научных исследований;
подготовка докладов на конференции, тезисов и статей для опубликования.
В ДА МИД КР им.К.Дикамбаева при реализации программы базовой докторантуры по направлению 530800 «Международные отношения» предусмотрены следующие виды практик:
Научно-педагогическая практика, цель которой :
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в образовательной организации высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр ДА МИД КР им.К.Дикамбаева, становление комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно технологической готовности докторанта к научно-педагогической деятельности.
Задачи научно-педагогической практики:
- завершение теоретических исследований по теме диссертации;
- информировать аспирантов о специфике содержания и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования;
- совершенствовать умения осуществлять психолого-педагогический анализ различных объектов педагогической систем;
- формировать умение применять психолого-педагогические знания в разнообразных формах учебных и вне учебных занятий и мероприятий;
- способствовать становлению навыков проектирования учебного процесса репродуктивного, продуктивного и творческого уровней, конструирования учебных занятий различного типа, дидактической обработки учебного материала, организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых;
- обеспечивать опыт творческой деятельности в роли преподавателя профильных дисциплин, навыки оказания консультативной помощи студентам в выполнении научно-исследовательских работ;
- формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- совершенствовать умения самоанализа и самооценки педагогической деятельности.. Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантом навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиям и к уровню подготовки докторантов. Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной докторантом совместно с научным руководителем. Научно-педагогическая практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным учебным планом. В зависимости от реализуемой программы базовой докторантуры и особенностей индивидуальной подготовки базовой докторантуры, период проведения научно-педагогической практики может быть изменен в установленном порядке.
Научно-педагогическая практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению «530800 «Международные отношения».
- способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
- ПК-3: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
Научно-исследовательская практика, цель которой формирование у докторантов навыков и умений, необходимых для организации и проведения научных исследований, связанных с подготовкой докторской диссертации, а также занятия научными исследованиями на стадии после вузовского образования и работы в научно-исследовательских проектах;
Научно-исследовательская практика-вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных докторантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по направлению «Политические науки», подготовку к будущей профессиональной деятельности. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Научно-исследовательская практика начинается с изучения общих вопросов организации и планирования научно- исследовательской работы. В результате прохождения научно-исследовательской практики докторант должен знать:
- историю становления и развития международных отношений;
- особенности современного этапа развития международных отношений;
- основную терминологию в области научных исследований;
- методологию научных исследований, основные методы и методики, используемые для сбора и обработки информации, для анализа результатов исследования;
- организацию библиографического поиска литературных источников по научным проблемам;
- требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению 530800 «Международные отношения».
- способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
- способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.