- “Кесиптик чет тили” дисциплинасынын АННОТАЦИЯСЫ
Цель курса : Дисциплинанын максаты: Тилди илимий иште жана кесиптик ишмердүүлүктө колдонууга мүмкүндүк берүүчү практикалык билим деңгээлине жеткирүү. Дисциплинанын милдеттери: Курстун негизги максаттары болуп жогорку окуу жайлардын мурунку баскычтарында алынган тилдик билимди, кеп коммуникациясынын ар кандай түрлөрүндөгү жөндөмдүүлүктөрүн жана көндүмдөрүн өркүндөтүү жана өнүктүрүү саналат.
:Дисциплинанын негизги бөлүмдөрү: 1. Практикалык грамматика 2. Оозеки кеп коммуникациясынын практикуму 3. Жазуу практикасы 4. Илимий текст менен иштөө 5. Илимий-публицистикалык текстке шилтеме берүү (макала) Курстун негизги максаттары болуп жогорку окуу жайлардын мурунку баскычтарында алынган тилдик билимди, кеп коммуникациясынын ар кандай түрлөрүндөгү жөндөмдүүлүктөрүн жана көндүмдөрүн өркүндөтүү жана өнүктүрүү саналат.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
билүү: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического и диалогического высказываний
жетишүү: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникаци и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.
үйрөнүү: Чет тилдеги оригиналдуу адабияттарды дал келген тилде эркин окуу
чет өлкөлүк булактардан алынган маалыматты котормо же резюме түрүндө тариздөөгө; аспиранттын (талапкердин) илимий ишине байланыштуу темаларда чет тилде билдирүүлөрдү жана докладдарды жасоого; адистиги боюнча маек курууга.
- ” Тил илиминдеги тарыхнаама “
“Кесиптик чет тили” дисциплинасынын АННОТАЦИЯСЫ
Задача курса «Историография в лингвистике» – осветить основные этапы развития науки о языке от древнейших эпох до современного состояния, дать сведения о главных лингвистических школах и крупных языковедах, основных принципах, методике исследования, наиболее важных достижениях той или иной школы (направления).
Процесс изучения дисциплины «Историография в лингвистике» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
билүү: общественную природу и функции языка, связь языка и мышления; соотношение грамматики и логики, специфику языка как особой системы знаков, представлять системообразующие факторы функционирования и развития языка, многоуровневую структуру языковой системы; основные положения лингвистической прагматики, лингвистической контактологии, современные теории развития языка; понимать внутреннюю логику развития лингвистической науки; основные методологические проблемы лингвистики; методы исследования языка
жетишүү: понятийным аппаратом и метаязыком теоретической лингвистики; научной аргументацией; знаниями о современных теориях развития языкознания; навыками рассмотрения отдельных идей в контексте общего мировоззрения лингвистов; умением анализировать новые методы лингвистического анализа в контексте общего культурно-исторического развития.
үйрөнүү: пользоваться различными источниками материала и критически их оценивать; ориентироваться в современных теориях; рассматривать отдельные идеи в контексте общего мировоззрения автора, общих направлений научной мысли и культуры эпохи и в плане их актуальности на современном этапе; уметь теоретически осмыслить любой языковой материал, интерпретировать его в свете полученных знаний; распознавать изучаемые в данном курсе лингвистические явления в языковом материале.
- «Основные направления современной прикладной лингвистики»
максаты курса – ознакомление докторантов-лингвистов с основными направлениями прикладной лингвистики (машинный перевод, информационный поиск, компьютерная лингвистика, квантитативная лингвистика и т.д.) и междисциплинарной связью лингвистики с другими науками. Программа акцентирует внимание докторантов на современных приложениях лингвистики и ее связи с новыми информационными технологиями. Кроме того, изучение дисциплины служит целям формирования мировоззрения, развития интеллекта, эрудиции, формирования профессиональных компетенций.
Основные задачи курса: ознакомить докторантов с современным понятийным аппаратом, терминологией, современными подходами, методами и инструментарием, технологиями в области прикладной лингвистики, вариантами искусственных языков, методами их моделирования и представления, лингвистическим обеспечением различных компьютерных систем (автоматической обработки языка и речи, информационно-поисковых, экспертных систем, лексикографических, систем машинного перевода и др.);
объяснить взаимосвязь и взаимодействие теоретической и прикладной лингвистики, а также других смежных наук и направлений; научить решать лингвистические задачи, связанные с моделированием элементов искусственных и естественных языков.
Процесс изучения дисциплины «Основные направления современной прикладной лингвистики» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
билүү: ключевые понятия, составляющие терминологический аппарат современных направлений лингвистики; задачи современной науки о языке, подходы к их решению; основные направления современного отечественного и зарубежного языкознания, круг основных проблем современной науки о языке; актуальные лингвистические теории когнитивной лингвистики, лингвистической гендерологии, прагматики, психолингвистики, дискурсологии; особенности работы с научной литературой, принципы систематизации и классификации эмпирического материала;
үйрөнүү: ориентироваться в современном лингвистическом информационном пространстве; определять, систематизировать языковые явления, исходя из общих закономерностей языковой системы и функциональных аспектов языковых единиц; демонстрировать знакомство с разнообразием и многоплановостью научных школ, течений, направлений, связанных с такими областями лингвистики, как когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика, прагмалингвистика, психолингвистика, с современными взглядами на определенные языковые и речевые явления, новейшими теоретическими моделями современной лингвистической мысли; самостоятельно анализировать, обобщать теоретический материал по актуальным проблемам современной науки о языке, применять теоретические знания в решении прикладных задач; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной лингвистики.
жетишүү: навыками интерпретации, критического анализа и оценки современных научных достижений; приемами поиска, систематизации информации по актуальным проблемам языкознания; навыками подготовки научных сообщений, рефератов, докладов, их грамотного оформления в соответствии с действующими стандартами; способностью осуществлять самостоятельное научное исследование с использованием современных методологических подходов и методик анализа языкового материала; навыками применения лингвистических технологий для решения научных, образовательных и других профессиональных задач.
- «Современная дискурсология»
Курстун максаты курса «Современная дискурсология» – ознакомить слушателей докторантуры с достижениями лингвистики в области теории дискурса и дискурсивного анализа, дать теоретические и практические знания о многогранности и многоаспектности понятия «дискурс»; дать знания об организации и функционировании дискурса как объекта лингвистики и о дискурсивном анализе как методе лингвистического исследования.
Курстун милдеттери:
- систематизировать знания о дискурсе как объекте лингвистической науки;
- изучить типы дискурсов в русле современных направлений лингвистики;
- овладеть приемами анализа текстов в разножанровых дискурсах для использования
полученных знаний и умений в области прикладной филологии;
- сформировать элементарные навыки видения научной лингвистической картины
мира в современной дискурсологии, стимулировать самостоятельную деятельность
по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Процесс изучения дисциплины «Современная дискурсология» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
билүү:
проблематику современной лингвистической науки; основные лингвистические школы и тренды современности, основные особенности научного дискурса, терминосистему.
жетишүү:
терминологией, присущей различным направлениям современной лингвистики.
үйрөнүү:
прилагать усвоенные теоретические знания к эмпирическому материалу языков различных типов, функционирующих в контексте разных культур
- «Академическое письмо в научных исследованиях»
Цель: формирование у докторантов навыков структурированного изложения собственных идей, умения создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса.
:Дисциплинанын негизги бөлүмдөрү: 1. Практикалык грамматика 2. Оозеки кеп коммуникациясынын практикуму 3. Жазуу практикасы 4. Илимий текст менен иштөө 5. Илимий-публицистикалык текстке шилтеме берүү (макала)
1) познакомить обучающихся с жанровыми особенностями письменных текстов;
2) развивать умения выражать мысли и чувства письменно;
3) развивать умение создавать письменные тексты различного формата .
В результате освоения дисциплины «Академическое письмо в научных исследованиях» докторант должен:
билүү: лексические, морфологические, грамматические и синтаксические нормы языка; функциональные стили; основные положения теории коммуникации, языка и текста; основную систему терминологии по направлению подготовки, требования к содержанию и правила оформления рукописей к публикации в рецензируемых научных изданиях.
үйрөнүү: работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; составлять целостные и связные тексты различной стилевой принадлежности на конкретном языке; представлять научные результаты по теме диссертационной работы в виде публикаций в рецензируемых научных изданиях.
жетишүү: в полной мере стилистическими особенностями языка; культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, навыками анализа научных текстов.
- «Прикладные аспекты семиотики»
Курстун максаты дисциплины – сформировать представление о семиозисе, типах знаков, основах синтагматики и парадигматики языка, научит применять гуманитарные и естественнонаучные знания в профессиональной деятельности, сформировать навык проведения теоретических и прикладных исследований в области современной лингвистики.
Знания и умения, приобретаемые докторантом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: докторант приобретает навыки создания и семиотической интерпретации различных видов текстов.
Курстун курса:
– изучить объект, предмет и методы семиотики;
-ознакомить с основными понятиями семиотики;
-информировать о результатах семиотических исследований;
-изучить фундаментальные работы по семиотике.
В результате освоения дисциплины «Прикладные аспекты семиотики» докторант должен:
билүү: основные понятия структуры знака, основные принципы организации и функционирования знаковых систем; основные принципы типологии знака, характеристики основных типов знаков; основные модели коммуникативного взаимодействия; основные отличия естественного языка от коммуникативных систем животных; основные этапы формирования и развития вторичных знаковых систем на примере письма; основные принципы построения искусственных языков и их примеры.
үйрөнүү: провести семиотический анализ конкретных знаков и знаковых систем; провести семиотический анализ процесса коммуникативного взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях; провести семиотический анализ культурных концептов в конкретной сфере.
жетишүү: базовым комплексом представлений о семиотике как науке и как методологии анализа;
навыками самостоятельной работы, включающей в свой состав анализ восприятия текста.
- «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики»
Курстун максаты дисциплины «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики» нацелена на формирование методологических основ научно-исследовательской деятельности в области лингвистики, необходимых для научной и педагогической деятельности аспиранта, а также для подготовки выпускной квалификационной
работы и диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
Курстун милдеттери:
– формирование знаний об общенаучных подходах, используемых в лингвистических исследованиях; этапах научного исследования современных методах исследования в лингвистике; этапах проведения лингвистического исследования в рамках выполнения исследовательской работы; требованиях к разработке методического обеспечения лингвистических дисциплин; специфике научно-исследовательской деятельности в области
теории языка;
– формирование умений проектировать и осуществлять лингвистическое исследование, опираясь на общенаучные подходы; использовать современные методы исследования для осуществления научно-исследовательской деятельности; разрабатывать план и задание для исследовательской работы по направлению «Прикладная лингвистика»; разрабатывать комплексное методическое обеспечение лингвистических дисциплин; определять категориальный аппарат исследования актуальных проблем теории языка.
– овладение навыками проектирования собственного научного исследования; методологией научного исследования; информационно-библиографической культурой; методическими навыками; навыками и умениями научно-исследовательской деятельности.
В результате освоения дисциплины «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики» докторант должен:
билүү: основные требования, предъявляемые к организации и содержанию научно-исследовательских работ и научных публикаций; философские, общенаучные и частные
методологические основы проведения лингвистических / литературоведческих исследований; приёмы изложения результатов научного исследования;
үйрөнүү: проводить исследования в русле современных научных парадигм; обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования с учётом знания теоретических основ и последних достижений в исследуемой области филологии; применять адекватные методы и приемы для решения поставленных задач в научном исследовании; собирать, анализировать и систематизировать материал исследования; представлять результаты научноисследовательской деятельности, в том числе в виде научных публикаций, презентаций, докладов; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; планировать научно-исследовательскую деятельность; составлять отчет о научно-исследовательской работе; публично защищать выполненную научно-исследовательскую работу; участвовать в научных дискуссиях, свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной лингвистики.
жетишүү: методами и приёмами филологического анализа языковых явлений различного типа; навыками организации и проведения научных исследований в области филологии; навыками публичной и научной речи, участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов исследования; информационными технологиями.