Аннотации к дисциплинам
- “Профессиональный иностранный язык ”
Цель курса : достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.
Задачи курса: совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по иностранному языку в различных видах речевой
коммуникации.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического и диалогического высказываний
владеть: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.
уметь: свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствую
щей отрасли знаний; оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя); вести беседу по специальности.
- «Актуальные проблемы интеграционного права»
Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы интеграционного права» являются формирование у докторантов теоретического аппарата и логической системы взглядов в рассмотрении вопросов современного мирового интеграционного сотрудничества, формирования глобального политического, экономического и культурного сообщества, изучение деятельности современных международных организаций как участников международных отношений и наиболее развитых механизмов регулирования международных интеграционных отношений.
Задачи курса:
– дать знания о сущности, классификации интеграционных объединений, сформировать умения и навыки анализа современных тенденций развития интеграционного права, выявить сущность, предпосылки и цели международной интеграции; показать роль и место региональной интеграции в современных международно-правовых отношениях
– ознакомить с основными формами интеграционных процессов.
В результате освоения дисциплины «Актуальные проблемы интеграционного права»: должен
знать:
– основные термины и определения, имеющие отношение к интеграционному праву; основные теоретические концепции интеграционных процессов; виды международных интеграционных объединений; институциональное и правовое оформление международных интеграционных объединений;
– важнейшие интеграционные структуры современности (ЕАЭС, ЕС, ШОС, СНГ и др.);
– роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии в целом; основные виды международных организаций; важнейшие международные организации, направления и особенности их деятельности; правовое регулирование деятельности международных организаций;
уметь:
– применять основы полученных знаний при анализе и прогнозе развития внешнеполитических процессов и международных отношений;
– осуществлять качественный и количественный анализ интеграционных процессов;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;
владеть:
– категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений и мировой политики;
– практическими навыками сбора и анализа внешнеполитической информации;
– методами и техникой конкретных исследований в области международных отношений, в том числе сравнительных и ретроспективных, основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов.
– самостоятельно и квалифицированно формулировать и разрабатывать соответствующие вопросы из международных интеграционных процессов.
- “Методология и методы научного исследования”
Учебная дисциплина “Методология и методы научного исследования” предназначена для докторантов Дипломатической академии МИД КР им. К. Дикамбаева. Эта дисциплина призвана научить докторантов не только с теорией научной деятельности и методологии, но и с основами практической организации и подготовки научного исследования. В научной работе важно уметь пользоваться всеми средствами, приемами и методами познания в целях получения нового знания, его анализа и дальнейшего развития. Поэтому изучение докторантами в рамках курса “Методология и методы научного исследования” всего спектра знаний по уровням и методам научного познания, по формулировке цели и задач исследования и по их дальнейшему достижению, овладение умениями и навыками по поиску необходимой информации, ее обработке и систематизации, по определению гипотезы исследования и формулированию основных научных положений являются серьезным почином в предстоящей научной деятельности аспирантов.
Цель курса заключается в ознакомлении докторантов с основами методологии научных исследований, с наукой в качестве человеческой деятельности, с разнообразием научных методов, а также в выработке у них умений и навыков по организации и выполнению научных исследований.
Задачи курса состоят в:
- ознакомлении докторантов с сущностью и функциями науки, с ее различными категориями;
- исследовании особенностей эволюции науки;
- изучении различных оснований науки, изучении ее методологии;
- выявлении объектов и субъектов науки;
- рассмотрении всей совокупности методов исследовательской работы;
- изучении разнообразия научно-исследовательских работ;
- изучении специфики организации и проведения научного исследования.
- “Современные проблемы юридической науки”
Учебная дисциплина “Современные проблемы юридической науки” призвана дать докторантам необходимые знания по современным тенденциям юридической науки, ее основным направлениям и предметному полю ее развития.
Цель курса заключается в формировании знаний об основных проблемах современной отечественной и зарубежной юридической науки в контексте развития мировой гуманитарной науки в XXI веке. Докторанты должны четко представлять тенденции развития юридической науки, ее современные проблемы, полноту их изучения и решения, дискуссионность заключенных в них идей. Изучение современных проблем юридической науки позволяет подготовить базу для исследовательской работы.
Задачи курса :
- изучение особенностей взаимодействия и основных тенденций развития отечественной и зарубежной правовой науки, ее связей с практикой, прежде всего в сфере обеспечения прав и свобод личности, а также информационных технологий в новейшей гуманистической образовательной парадигме;
- изучение позиций современных научных школ о месте и роли юридической науки в системе социально-гуманитарного знания; – приобретение навыков анализа специальной литературы, нормативных актов и на этой основе обосновывать содержание и свойства современных проблем юридической науки, обобщать взгляды отечественных и зарубежных ученых на пути их разрешения;
- формирование у обучаемых обоснованных позиций по дискуссионным научным вопросам, навыков формулировать выводы и предложения по совершенствованию действующего российского законодательства и практики его применения.
В результате изучения дисциплины “Современные проблемы юридической науки” докторанты должны:
знать:
- иметь представление о месте и роли юриспруденции в системе современного социально-гуманитарного знания и ее структуре;
- систему юридических наук и принципы её логико-теоретического строения, современные проблемы совершенствования этой системы, а также основные теоретические и практические проблемы отраслевой юриспруденции;
- понятийно-категориальный аппарат теоретической и отраслевых юридических наук.
- уметь:
- анализировать в диалогической парадигме проблемы теоретических и отраслевых юридических наук; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
- характеризовать научные проблемы строения системы юридических наук и отраслевых юридических дисциплин, а также их связанность с конкретными задачами современной практической юриспруденции.
- «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»
Освоение дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке соискателей и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Цель освоения дисциплины состоит в приобретении знаний соискателями о сущности методологии исследования международных отношений. Программа курса ориентирует соискателей на изучение теоретико-методологических и практических основ изучения проблем современных международных отношений и мировой политики, что дает возможность обучающимся получить полное научное представление о все более значимой роли дискурса и дискурсивных технологий в глобальном взаимодействии народов и стран мирового сообщества.
- “История и философия науки”
Цель дисциплины: уяснение основных стратегий научного исследования и исторических оснований формирования научного знания.
Задачи:
- развитие у докторантов способности осмысления актуальных проблема истории и философия науки как современной мировой традиции философского осмысления природы науки;
- формирование научно-методологического мировоззрения на основе знания особенностей современной науки;
- совершенствование навыков научного осмысления действительности.
Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: современные концепции истории и философии науки;
- уметь: анализировать современные проблемы истории и философии науки;
- владеть: концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
- “Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы”
Целью освоения дисциплины «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» является развитие у докторантов компетенций, необходимых им в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза и формирование компетентного подхода к решению педагогических задач.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
- обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
- научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
- развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
- знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: структуру понятий профессионализм личности и деятельность педагога; структуру понятий: профессионализм личности и деятельность педагога; специфическое содержание категорий и принципов морали в педагогической этике;
- уметь: организовывать самостоятельную деятельность студентов с позиций компетентного подхода; оценивать качество подготовки специалистов; проектировать учебную дисциплину, учебную информацию; разрабатывать дидактические средства и эффективные формы, методы и технологии обучения, способствующие формированию необходимых компетенций при изучении ими различных дисциплин.;
- владеть: методами развития личностных и профессиональных компетенций; способами рефлексии педагогической деятельности и ее корректировки; компетентным подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе; приемами и способами организации различных форм нравственного воспитания; навыками применения моральных норм педагога при решении педагогических задач.
- “Актуальные проблемы международного права ”
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы международного права» является формирование у докторантов системы знаний о международном праве как целостной правовой системе и его роли в процессе регулирования международных отношений в условиях глобального мира, а также умений, навыков, характеризующих формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основной научно-образовательной программы.
Задачами изучения дисциплины являются:
- изучение проблем, как становление и развитие основных принципов и норм международного права в сфере защиты прав человека, цивилизационные особенности прав человека и правовой статус личности в международном праве.
Процесс изучения дисциплины ««Актуальные проблемы международного права»» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать:
-основные теоретические проблемы современного международного права;
-влияние процесса глобализации в деле единения мира, взаимосвязанности и взаимозависимости государств и степень его негативного влияния на международный правопорядок.
-пути и средства предотвращения, преодоления и разрешения международно-правовых проблем глобального характера, негативно отражающиеся на международном правопорядке.
- уметь:
– оперировать основными категориями современного международного права;
– предлагать и формулировать пути по совершенствованию национальных правовых систем по имплементации международных обязательств государств в национальную правовую систему;
- владеть:
-навыками работы с международными правовыми актами, принятыми по важнейшим аспектам поддержания международного мира и сотрудничества;
-разрешения проблем по толкованию или выполнению государствами международных обязательств по важнейшим международным соглашениям..
- «Права человека в современном международном праве»
Целью освоения дисциплины «Права человека в современном международном праве» является формирование у докторантов целостного представления о роли и практике развития, применения и совершенствования международных и внутригосударственных механизмов защиты прав человека, осмысление различных сторон правовой защиты как составной части правового регулирования, выявление новых аспектов ее воздействия на общественные институты, уточнение понятийного аппарата правозащитных институтов различных отраслей права.
Задачами изучения дисциплины являются:
- изучение понятия международного права прав человека, рассмотрение истории его возникновения и развития через призму философских, моральных и правовых подходов, роли универсальных и региональных международных организаций в установлении его принципов и норм;
- формулирование современных тенденций в области международной защиты прав человека4
- формирование системы знаний о проблемах и способах защиты прав человека в международном и внутригосударственном правозащитном механизме в условиях современного преобразования правовой системы;
- изучение внутригосударственных механизмов и процедур защиты прав человека.
Процесс изучения дисциплины «Права человека в современном международном праве» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать:
-принципы и нормы международного права прав человека, в том числе в рамках судебных и внесудебных механизмов защиты прав человека;
- уметь:
-планировать и реализовывать мероприятия, связанные с применением принципов и норм международного права прав человека в правотворческой, правоприменительной и исследовательской деятельности;
- владеть: навыками самостоятельно искать и применять нормативные правовые акты и иные юридические документы, включая судебную практику.
- «Международно-правовые основы регулирования миграции»
Целью освоения дисциплины «Международно-правовые основы регулирования миграции» является формирование у докторантов ключевых компетенций, знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, связанных с регулированием международной миграции в условиях глобального мира.
Задачами изучения дисциплины являются:
- исследование миграционного пространства глобального мира;
- овладение методологическими подходами к исследованию миграционных проблем, механизмов управления транснациональными перемещениями;
- понимание объективного характера международно-правового регулирования процессов миграции и необходимости частичной передачи суверенных прав государств в сфере контроля над въездом и пребыванием иностранцев на территории страны;
- изучение важнейших институций по регулированию миграции, принципов, методов, направлений регулирования мировых миграционных потоков, основ правового регулирования отдельных видов миграции, с правом и практикой регулирования миграции в различных регионах мира;
- рассмотрение понятия незаконной миграции и международно-правовых средств борьбы с ней;
- ознакомление с основными моделями адаптации, причинами мигрантофобии, методами их преодоления;
- освоение навыков самостоятельного анализа применимого к миграции международного права и национальной миграционной политики;
- овладение научной и принятой в международных документах терминологией.
Процесс изучения дисциплины «Международно-правовые основы регулирования миграции» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: основные категории, понятия и термины в области государственно-правовых основ миграционной системы; сущность, содержание и особенности правового регулирования миграционных процессов в современном мире;
уметь: осуществлять всесторонний анализ различных аспектов государственно-правового регулирования миграционных процессов ; самостоятельно ориентироваться в миграционном законодательстве КР и зарубежных стран; определять закономерности и противоречия, обосновывать тенденции развития миграционных процессов;
владеть: навыками составления информационно-аналитических документов по различным аспектам государственной миграционной политики ; навыками применения современных методик для правового регулирования миграционных процессов .
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:
Целью научно-исследовательской деятельности докторантов является углубленное усвоение теории международного права, приобретение опыта ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности для подготовки научно-квалификационной работы – диссертации на соискание академической степени Доктор PhD по направлению подготовки 530500 Юриспруденция; подготовка современных специалистов-исследователей, имеющих высшую профессиональную квалификацию, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области юриспруденции и способных быстро адаптироваться к запросам динамично развивающегося рынка труда.
Задачи:
– формирование комплексного представления о специфике деятельности научного работника по направлению подготовки 530500 Юриспруденция;
– овладение современными методами исследования, практикуемыми в области международного права;
– развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях;
– участие докторанта научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой;
внесение докторантом личного вклада в научно-исследовательскую программу, осуществляемую кафедрой;
– инициирование участия аспирантов в работе российских и международных научных форумов, формировать навыки презентации и апробации собственных научных исследований;
– подготовка докладов на конференции, тезисов и статей для опубликования.
В ДА МИД КР им.К.Дикамбаева при реализации программы базовой докторантуры по направлению 530500 «Юриспруденция» предусмотрены следующие виды практик:
Научно-педагогическая практика, цель которой :
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в образовательной организации высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр ДА МИД КР им.К.Дикамбаева, становление комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно технологической готовности докторанта к научно-педагогической деятельности.
Задачи научно-педагогической практики:
- завершение теоретических исследований по теме диссертации;
- информировать аспирантов о специфике содержания и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования;
- совершенствовать умения осуществлять психолого-педагогический анализ различных объектов педагогической систем;
- формировать умение применять психолого-педагогические знания в разнообразных формах учебных и вне учебных занятий и мероприятий;
- способствовать становлению навыков проектирования учебного процесса репродуктивного, продуктивного и творческого уровней, конструирования учебных занятий различного типа, дидактической обработки учебного материала, организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых;
- обеспечивать опыт творческой деятельности в роли преподавателя профильных дисциплин, навыки оказания консультативной помощи студентам в выполнении научно-исследовательских работ;
- формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- совершенствовать умения самоанализа и самооценки педагогической деятельности.. Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантом навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиям и к уровню подготовки докторантов. Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной докторантом совместно с научным руководителем. Научно-педагогическая практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным учебным планом. В зависимости от реализуемой программы базовой докторантуры и особенностей индивидуальной подготовки базовой докторантуры, период проведения научно-педагогической практики может быть изменен в установленном порядке.
Научно-педагогическая практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению «530500 «Юриспруденция».
- способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией юридической (углубленное знание общих и специальных методов современной юридической науки, уверенное владение навыками применения методологии юридической к анализу современных тенденций и направлений развития международного права;
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин юридической науки в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
Научно-исследовательская практика, цель которой формирование у докторантов навыков и умений, необходимых для организации и проведения научных исследований, связанных с подготовкой докторской диссертации, а также занятия научными исследованиями на стадии после вузовского образования и работы в научно-
исследовательских проектах;
Научно-исследовательская практика-вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных докторантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по направлению «Юриспруденция», подготовку к будущей профессиональной деятельности. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Научно-исследовательская практика начинается с изучения общих вопросов организации и планирования научно- исследовательской работы.
В результате прохождения научно-исследовательской практики докторант должен знать:
- историю становления и развития международного права;
- особенности современного этапа развития международного права;
- основную терминологию в области научных исследований;
- методологию научных исследований, основные методы и методики, используемые для сбора и обработки информации, для анализа результатов исследования;
- организацию библиографического поиска литературных источников по научным проблемам;
- требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению «530500 «Юриспруденция».
- способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией юридической (углубленное знание общих и специальных методов современной юридической науки, уверенное владение навыками применения методологии юридической к анализу современных тенденций и направлений развития международного права;
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин юридической науки в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
- «Профессиональный иностранный язык ”
Цель курса : достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.
Задачи курса: совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по иностранному языку в различных видах речевой
коммуникации.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического и диалогического высказываний
владеть: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.
уметь: свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствую
щей отрасли знаний; оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя); вести беседу по специальности.
- “Методология и методы научного исследования”
Учебная дисциплина “Методология и методы научного исследования” предназначена для докторантов Дипломатической академии МИД КР им. К. Дикамбаева. Эта дисциплина призвана научить докторантов не только с теорией научной деятельности и методологии, но и с основами практической организации и подготовки научного исследования. В научной работе важно уметь пользоваться всеми средствами, приемами и методами познания в целях получения нового знания, его анализа и дальнейшего развития. Поэтому изучение докторантами в рамках курса “Методология и методы научного исследования” всего спектра знаний по уровням и методам научного познания, по формулировке цели и задач исследования и по их дальнейшему достижению, овладение умениями и навыками по поиску необходимой информации, ее обработке и систематизации, по определению гипотезы исследования и формулированию основных научных положений являются серьезным почином в предстоящей научной деятельности аспирантов.
Цель курса заключается в ознакомлении докторантов с основами методологии научных исследований, с наукой в качестве человеческой деятельности, с разнообразием научных методов, а также в выработке у них умений и навыков по организации и выполнению научных исследований.
Задачи курса состоят в:
- ознакомлении докторантов с сущностью и функциями науки, с ее различными категориями;
- исследовании особенностей эволюции науки;
- изучении различных оснований науки, изучении ее методологии;
- выявлении объектов и субъектов науки;
- рассмотрении всей совокупности методов исследовательской работы;
- изучении разнообразия научно-исследовательских работ;
- изучении специфики организации и проведения научного исследования.
- “Современные проблемы политической науки”
Учебная дисциплина “Современные проблемы политической науки” призвана дать докторантам необходимые знания по современным тенденциям политологии, ее основным направлениям и предметному полю ее развития. На современные тенденции развития политической науки свое непосредственное влияние оказывают не только глобализационные и интеграционные процессы, происходящие в мире, но и развитие различных технологий, в том числе информационных, коммуникационных и др.
Цель курса заключается в изучении новейших тенденций и направлений современной политологии, а также новых вызовов и проблем, стоящих перед современной политической наукой. Не последнее значение имеет и изучение опыта развитых государств мира по институционализации политической науки, по стандартизации полученных знаний и разграничению предметов исследования различных разделов политической науки. В этом аспекте особенно ценен опыт стран Западной Европы.
Задачи курса состоят в том, чтобы дать докторантам знания:
- о современных концепциях, основных школах и направлениях политической науки;
- о глобализации политической науки и ее влиянии на различные международные и региональные политические процессы;
- о современных информационных и коммуникационных технологиях в политике;
- об опыте стран Западной Европы по институционализации политической науки;
- об основных проблемах, стоящих перед политической наукой Кыргызстана.
- «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»
Освоение дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке соискателей и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Цель освоения дисциплины состоит в приобретении знаний соискателями о сущности методологии исследования международных отношений. Программа курса ориентирует соискателей на изучение теоретико-методологических и практических основ изучения проблем современных международных отношений и мировой политики, что дает возможность обучающимся получить полное научное представление о все более значимой роли дискурса и дискурсивных технологий в глобальном взаимодействии народов и стран мирового сообщества.
- “Интеграционные процессы в Евразии»
Целью освоения дисциплины «Интеграционные процессы в Евразии» является получение докторантом целостного представления об интеграционных тенденциях в мире, закономерностях и взаимосвязях интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
- обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
- научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
- развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
- знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.
Процесс изучения дисциплины «Интеграционные процессы в Евразии» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: политико-экономические факторы и проблематику евразийской интеграции;
уметь: определять политические и экономические интересы партнеров по интеграционному проекту с использованием имеющейся исторической, экономической и правовой информации.
владеть: историческим и политическим анализом и сопоставления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, использования исторического контекста в изучении и исследовании проблематики евразийской интеграции.
- «Мегатренды и глобальные проблемы современности»
Дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» предполагает формирование у докторантов правильного представления о современных кардинальных проблемах международных отношений конца ХХ – начала XXI века, имеющих комплексный и проблемный характер, умений разобраться в основных направлениях глобальных проблем современности, дать оценку различным взглядам и тенденциям политического развития мира, навыков анализа политических факторов, трансформирующих систему международных отношений. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики.
Цель курса – формирование у докторантов понимания современных направлений развития общества в экономическом, социокультурном, технологическом, политическом и международных аспектах.
Задачи дисциплины:
- научиться анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними;
- получить навыки в определении пробелов в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению;
- овладеть навыками в разработке стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов;
- научиться выявлять взаимосвязи глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических явлений и процессов;
- овладеть навыками оценивания глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политико-культурных социально-экономических и общественно-политических процессов с применением методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного характера.
Процесс изучения дисциплины «Мегатренды и глобальные проблемы современности» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости акторов мировой политики, глубокой взаимосвязи и взаимозависимости процессов и в условиях глобального мира, современных глобальных проблемах и усилиях мирового сообщества по их решению; процессы и закономерности мирового взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, гражданских обществ;
уметь: рассматривать проблемы формирования новой системы мироустройства, возможности прогнозирования направлений развития мирополитических процессов; определить методологию исследований в области мировой политики;
владеть: пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом; ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для Кыргызстана.
- “История и философия науки”
Цель дисциплины: уяснение основных стратегий научного исследования и исторических оснований формирования научного знания.
Задачи:
- развитие у докторантов способности осмысления актуальных проблема истории и философия науки как современной мировой традиции философского осмысления природы науки;
- формирование научно-методологического мировоззрения на основе знания особенностей современной науки;
- совершенствование навыков научного осмысления действительности.
Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: современные концепции истории и философии науки;
- уметь: анализировать современные проблемы истории и философии науки;
- владеть: концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
- “Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы”
Целью освоения дисциплины «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» является развитие у докторантов компетенций, необходимых им в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза и формирование компетентного подхода к решению педагогических задач.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование адекватных представлений об аксиологических характеристиках современного высшего образования;
- обеспечение понимания сущности принципов дидактики высшей школы;
- научение способам моделирования содержания образовательного процесса в рамках направления (специальности) и отдельной учебной дисциплины на основе компетентного подхода;
- развитие и формирование умений использовать современные образовательные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшей школе;
- знакомство с принципами и методами управления качеством образовательного процесса в высшей школе.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
- знать: структуру понятий профессионализм личности и деятельность педагога; структуру понятий: профессионализм личности и деятельность педагога; специфическое содержание категорий и принципов морали в педагогической этике;
- уметь: организовывать самостоятельную деятельность студентов с позиций компетентного подхода; оценивать качество подготовки специалистов; проектировать учебную дисциплину, учебную информацию; разрабатывать дидактические средства и эффективные формы, методы и технологии обучения, способствующие формированию необходимых компетенций при изучении ими различных дисциплин.;
- владеть: методами развития личностных и профессиональных компетенций; способами рефлексии педагогической деятельности и ее корректировки; компетентным подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе; приемами и способами организации различных форм нравственного воспитания; навыками применения моральных норм педагога при решении педагогических задач.
- “Научно-исследовательский семинар (Стратегия аналитического исследования)”
Цель преподавания учебной дисциплины “Стратегия научного исследования” состоит в осмыслении, формировании и в итоге создании научным работником собственного научного труда.
Задачи дисциплины:
- Попытаться сформировать у студентов-докторантов собственное видение научной работы;
- Внести в курс лекционных занятий фундаментальные основы поэтапного написания научной работы согласно собственному научному опыту;
- Представить значимые аспекты основ западной докторантуры PhD с целью ознакомления и определённого заимствования опыта зарубежной академической системы;
- Ознакомить как с личным первым академическим проектом на соискание учёной степени кандидата наук, так и с авторитетным докторским проектом российского образца с целью формирования у молодых учёных навыков написания плана докторской диссертации;
- Приобщить докторантов к изучению значимой литературы: первоисточников как отечественных, так и зарубежных авторов. Данная задача нацелена на умение писать так называемые обзорные статьи по прочитанному в литературе материалу;
- Сформировать основы написания научной статьи согласно собственной, так и российской методике.
- Уметь: самостоятельно приобретать новейшие знания и профессиональные навыки; создавать и претворять свои идеи в обозначенной области и/или в смежных областях. Верно подбирать источники и текущую информацию, столь необходимую для развития деятельности;
- Знать: способы открывать и развивать новые идеи согласно социально-экономическим и культурным преобразованиям научно-технического прогресса;
- Владеть: навыками самостоятельного усвоения и применения новейших учений и технологий.
- «Международно-политические процессы ЦА»
Целью освоения дисциплины «Международно- политические процессы в Центральной Азии» является углубление и расширение представлений о потенциале ключевых стран Центрально-азиатского региона, способах его реализации во внешней политике, главных региональных вызовах и угрозах .
Задача освоения дисциплины: сформировать комплексное представление по проблеме изучения исторических и современных международных отношений Центральной Азии; определить суть факторов, повлиявших на развитие ЦАР и региональных международных взаимовлияний, ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств; выявить специфику концептуальных основ и целей внешней политики государств на примере государств Центральной Азии; основные тенденции развития международных отношений государств ЦАР на современном этапе и их места в глобальной политике.:
- Знать: совокупность факторов, повлиявших на развитие региона и региональных международных взаимовлияний;
- уметь:
- ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;
- ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств;
- уметь:
ориентироваться в геополитическом взаимодействии стран Центральной Азии с мировыми и региональными лидерами: Россией, Китаем, США, ЕС и другими;
- соотносить глобальные международные процессы, интересы внешних акторов и проблемы современных международных отношений в Центральной Азии;
- выделять особенности социально-экономического развития государств Центральной Азии и их влияние на формировании внешней политики стран Центральной Азии;
- владеть: теоретическими знаниями по курсу ‘Центральная Азия в системе международных отношений’;
- аналитическими приемами обработки информации;
- навыками прогнозирования политического, социально-экономического развития Центральной Азии на современном этапе.
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:
Целью научно-исследовательской деятельности докторантов является углубленное усвоение теории международных отношений и мировой политики, приобретение опыта ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности для подготовки научно-квалификационной работы – диссертации на соискание академической степени Доктор PhD по направлению подготовки 530800 Международные отношения ; подготовка современных специалистов-исследователей, имеющих высшую профессиональную квалификацию, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области исторических процессов и явлений в их социокультурных, экономических, политических, аксиологических измерениях и их отражении в исторических источниках, и способных быстро адаптироваться к запросам динамично развивающегося рынка труда.
Задачи:
– формирование комплексного представления о специфике деятельности научного работника по направлению подготовки 530800 Международные отношения;
– овладение современными методами исследования, практикуемыми в области международных отношений и мировой политики;
– развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях;
– участие докторанта научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой;
внесение докторантом личного вклада в научно-исследовательскую программу, осуществляемую кафедрой;
– инициирование участия аспирантов в работе российских и международных научных форумов, формировать навыки презентации и апробации собственных научных исследований;
подготовка докладов на конференции, тезисов и статей для опубликования.
В ДА МИД КР им.К.Дикамбаева при реализации программы базовой докторантуры по направлению 530800 «Международные отношения» предусмотрены следующие виды практик:
Научно-педагогическая практика, цель которой :
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в образовательной организации высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр ДА МИД КР им.К.Дикамбаева, становление комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно технологической готовности докторанта к научно-педагогической деятельности.
Задачи научно-педагогической практики:
- завершение теоретических исследований по теме диссертации;
- информировать аспирантов о специфике содержания и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования;
- совершенствовать умения осуществлять психолого-педагогический анализ различных объектов педагогической систем;
- формировать умение применять психолого-педагогические знания в разнообразных формах учебных и вне учебных занятий и мероприятий;
- способствовать становлению навыков проектирования учебного процесса репродуктивного, продуктивного и творческого уровней, конструирования учебных занятий различного типа, дидактической обработки учебного материала, организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых;
- обеспечивать опыт творческой деятельности в роли преподавателя профильных дисциплин, навыки оказания консультативной помощи студентам в выполнении научно-исследовательских работ;
- формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- совершенствовать умения самоанализа и самооценки педагогической деятельности.. Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантом навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиям и к уровню подготовки докторантов. Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной докторантом совместно с научным руководителем. Научно-педагогическая практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным учебным планом. В зависимости от реализуемой программы базовой докторантуры и особенностей индивидуальной подготовки базовой докторантуры, период проведения научно-педагогической практики может быть изменен в установленном порядке.
Научно-педагогическая практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению «530800 «Международные отношения».
- способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
- ПК-3: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
Научно-исследовательская практика, цель которой формирование у докторантов навыков и умений, необходимых для организации и проведения научных исследований, связанных с подготовкой докторской диссертации, а также занятия научными исследованиями на стадии после вузовского образования и работы в научно-исследовательских проектах;
Научно-исследовательская практика-вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных докторантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по направлению «Политические науки», подготовку к будущей профессиональной деятельности. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения докторантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Научно-исследовательская практика начинается с изучения общих вопросов организации и планирования научно- исследовательской работы. В результате прохождения научно-исследовательской практики докторант должен знать:
- историю становления и развития международных отношений;
- особенности современного этапа развития международных отношений;
- основную терминологию в области научных исследований;
- методологию научных исследований, основные методы и методики, используемые для сбора и обработки информации, для анализа результатов исследования;
- организацию библиографического поиска литературных источников по научным проблемам;
- требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская практика предполагает формирование и закрепление у обучающихся следующих профессиональных, в том числе специальных (дополнительных) компетенций:
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные компетенции:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
профессиональные компетенции:
- способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на присуждение квалификации доктора философии (PhD) по направлению 530800 «Международные отношения».
- способность самостоятельно ориентироваться в современных региональных и мировых политических процессах, движении геополитических полей и современных институциональных формах существования политической власти.
- способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи;
- владение методологией политической науки (углубленное знание общих и специальных методов современной политической науки, уверенное владение навыками применения методологии политической науки к анализу современных процессов);
- способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин по политическим институтам, процессам и технологиям в образовательных организациях с применением информационно-коммуникационных технологий.
- “Профессиональный иностранный язык ”
Цель курса : достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.
Задачи курса: совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по иностранному языку в различных видах речевой коммуникации.
Процесс изучения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: лексических единиц учетом вузовского минимума потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности ; правила грамматической организации и функционирования изучаемого языка; основные правила организации монологического и диалогического высказываний
владеть: орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникаци и, в научной сфере в форме устного и письменного общения; основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д.
уметь: свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствую
щей отрасли знаний; оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя); вести беседу по специальности.
- «Историография в лингвистике»
Цель курса сформировать способность методологического понимания лингвисти-ческих персоналий в истории развития языкознания.
Задача курса «Историография в лингвистике» – осветить основные этапы развития науки о языке от древнейших эпох до современного состояния, дать сведения о главных лингвистических школах и крупных языковедах, основных принципах, методике исследования, наиболее важных достижениях той или иной школы (направления).
Процесс изучения дисциплины «Историография в лингвистике» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: общественную природу и функции языка, связь языка и мышления; соотношение грамматики и логики, специфику языка как особой системы знаков, представлять системообразующие факторы функционирования и развития языка, многоуровневую структуру языковой системы; основные положения лингвистической прагматики, лингвистической контактологии, современные теории развития языка; понимать внутреннюю логику развития лингвистической науки; основные методологические проблемы лингвистики; методы исследования языка
владеть: понятийным аппаратом и метаязыком теоретической лингвистики; научной аргументацией; знаниями о современных теориях развития языкознания; навыками рассмотрения отдельных идей в контексте общего мировоззрения лингвистов; умением анализировать новые методы лингвистического анализа в контексте общего культурно-исторического развития.
уметь: пользоваться различными источниками материала и критически их оценивать; ориентироваться в современных теориях; рассматривать отдельные идеи в контексте общего мировоззрения автора, общих направлений научной мысли и культуры эпохи и в плане их актуальности на современном этапе; уметь теоретически осмыслить любой языковой материал, интерпретировать его в свете полученных знаний; распознавать изучаемые в данном курсе лингвистические явления в языковом материале.
- «Основные направления современной прикладной лингвистики»
Целью курса – ознакомление докторантов-лингвистов с основными направлениями прикладной лингвистики (машинный перевод, информационный поиск, компьютерная лингвистика, квантитативная лингвистика и т.д.) и междисциплинарной связью лингвистики с другими науками. Программа акцентирует внимание докторантов на современных приложениях лингвистики и ее связи с новыми информационными технологиями. Кроме того, изучение дисциплины служит целям формирования мировоззрения, развития интеллекта, эрудиции, формирования профессиональных компетенций.
Основные задачи курса: ознакомить докторантов с современным понятийным аппаратом, терминологией, современными подходами, методами и инструментарием, технологиями в области прикладной лингвистики, вариантами искусственных языков, методами их моделирования и представления, лингвистическим обеспечением различных компьютерных систем (автоматической обработки языка и речи, информационно-поисковых, экспертных систем, лексикографических, систем машинного перевода и др.);
объяснить взаимосвязь и взаимодействие теоретической и прикладной лингвистики, а также других смежных наук и направлений; научить решать лингвистические задачи, связанные с моделированием элементов искусственных и естественных языков.
Процесс изучения дисциплины «Основные направления современной прикладной лингвистики» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать: ключевые понятия, составляющие терминологический аппарат современных направлений лингвистики; задачи современной науки о языке, подходы к их решению; основные направления современного отечественного и зарубежного языкознания, круг основных проблем современной науки о языке; актуальные лингвистические теории когнитивной лингвистики, лингвистической гендерологии, прагматики, психолингвистики, дискурсологии; особенности работы с научной литературой, принципы систематизации и классификации эмпирического материала;
уметь: ориентироваться в современном лингвистическом информационном пространстве; определять, систематизировать языковые явления, исходя из общих закономерностей языковой системы и функциональных аспектов языковых единиц; демонстрировать знакомство с разнообразием и многоплановостью научных школ, течений, направлений, связанных с такими областями лингвистики, как когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика, прагмалингвистика, психолингвистика, с современными взглядами на определенные языковые и речевые явления, новейшими теоретическими моделями современной лингвистической мысли; самостоятельно анализировать, обобщать теоретический материал по актуальным проблемам современной науки о языке, применять теоретические знания в решении прикладных задач; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной лингвистики.
владеть: навыками интерпретации, критического анализа и оценки современных научных достижений; приемами поиска, систематизации информации по актуальным проблемам языкознания; навыками подготовки научных сообщений, рефератов, докладов, их грамотного оформления в соответствии с действующими стандартами; способностью осуществлять самостоятельное научное исследование с использованием современных методологических подходов и методик анализа языкового материала; навыками применения лингвистических технологий для решения научных, образовательных и других профессиональных задач.
- «Современная дискурсология»
Цель курса «Современная дискурсология» – ознакомить слушателей докторантуры с достижениями лингвистики в области теории дискурса и дискурсивного анализа, дать теоретические и практические знания о многогранности и многоаспектности понятия «дискурс»; дать знания об организации и функционировании дискурса как объекта лингвистики и о дискурсивном анализе как методе лингвистического исследования.
Задачи дисциплины:
- систематизировать знания о дискурсе как объекте лингвистической науки;
- изучить типы дискурсов в русле современных направлений лингвистики;
- овладеть приемами анализа текстов в разножанровых дискурсах для использования
полученных знаний и умений в области прикладной филологии;
- сформировать элементарные навыки видения научной лингвистической картины
мира в современной дискурсологии, стимулировать самостоятельную деятельность
по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Процесс изучения дисциплины «Современная дискурсология» направлен на формирование в результате освоения дисциплины докторант должен:
знать:
проблематику современной лингвистической науки; основные лингвистические школы и тренды современности, основные особенности научного дискурса, терминосистему.
владеть:
терминологией, присущей различным направлениям современной лингвистики.
уметь:
прилагать усвоенные теоретические знания к эмпирическому материалу языков различных типов, функционирующих в контексте разных культур
- «Академическое письмо в научных исследованиях»
Цель: формирование у докторантов навыков структурированного изложения собственных идей, умения создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса.
Задачи курса:
1) познакомить обучающихся с жанровыми особенностями письменных текстов;
2) развивать умения выражать мысли и чувства письменно;
3) развивать умение создавать письменные тексты различного формата .
В результате освоения дисциплины «Академическое письмо в научных исследованиях» докторант должен:
знать: лексические, морфологические, грамматические и синтаксические нормы языка; функциональные стили; основные положения теории коммуникации, языка и текста; основную систему терминологии по направлению подготовки, требования к содержанию и правила оформления рукописей к публикации в рецензируемых научных изданиях.
уметь: работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; составлять целостные и связные тексты различной стилевой принадлежности на конкретном языке; представлять научные результаты по теме диссертационной работы в виде публикаций в рецензируемых научных изданиях.
владеть: в полной мере стилистическими особенностями языка; культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, навыками анализа научных текстов.
- «Прикладные аспекты семиотики»
Цель дисциплины – сформировать представление о семиозисе, типах знаков, основах синтагматики и парадигматики языка, научит применять гуманитарные и естественнонаучные знания в профессиональной деятельности, сформировать навык проведения теоретических и прикладных исследований в области современной лингвистики.
Знания и умения, приобретаемые докторантом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: докторант приобретает навыки создания и семиотической интерпретации различных видов текстов.
Задачи курса:
– изучить объект, предмет и методы семиотики;
-ознакомить с основными понятиями семиотики;
-информировать о результатах семиотических исследований;
-изучить фундаментальные работы по семиотике.
В результате освоения дисциплины «Прикладные аспекты семиотики» докторант должен:
знать: основные понятия структуры знака, основные принципы организации и функционирования знаковых систем; основные принципы типологии знака, характеристики основных типов знаков; основные модели коммуникативного взаимодействия; основные отличия естественного языка от коммуникативных систем животных; основные этапы формирования и развития вторичных знаковых систем на примере письма; основные принципы построения искусственных языков и их примеры.
уметь: провести семиотический анализ конкретных знаков и знаковых систем; провести семиотический анализ процесса коммуникативного взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях; провести семиотический анализ культурных концептов в конкретной сфере.
владеть: базовым комплексом представлений о семиотике как науке и как методологии анализа;
навыками самостоятельной работы, включающей в свой состав анализ восприятия текста.
- «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики»
Цель дисциплины «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики» нацелена на формирование методологических основ научно-исследовательской деятельности в области лингвистики, необходимых для научной и педагогической деятельности аспиранта, а также для подготовки выпускной квалификационной
работы и диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
Задачи дисциплины:
– формирование знаний об общенаучных подходах, используемых в лингвистических исследованиях; этапах научного исследования современных методах исследования в лингвистике; этапах проведения лингвистического исследования в рамках выполнения исследовательской работы; требованиях к разработке методического обеспечения лингвистических дисциплин; специфике научно-исследовательской деятельности в области
теории языка;
– формирование умений проектировать и осуществлять лингвистическое исследование, опираясь на общенаучные подходы; использовать современные методы исследования для осуществления научно-исследовательской деятельности; разрабатывать план и задание для исследовательской работы по направлению «Прикладная лингвистика»; разрабатывать комплексное методическое обеспечение лингвистических дисциплин; определять категориальный аппарат исследования актуальных проблем теории языка.
– овладение навыками проектирования собственного научного исследования; методологией научного исследования; информационно-библиографической культурой; методическими навыками; навыками и умениями научно-исследовательской деятельности.
В результате освоения дисциплины «Научно-исследовательское в проектирование в сфере лингвистики» докторант должен:
знать: основные требования, предъявляемые к организации и содержанию научно-исследовательских работ и научных публикаций; философские, общенаучные и частные
методологические основы проведения лингвистических / литературоведческих исследований; приёмы изложения результатов научного исследования;
уметь: проводить исследования в русле современных научных парадигм; обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования с учётом знания теоретических основ и последних достижений в исследуемой области филологии; применять адекватные методы и приемы для решения поставленных задач в научном исследовании; собирать, анализировать и систематизировать материал исследования; представлять результаты научноисследовательской деятельности, в том числе в виде научных публикаций, презентаций, докладов; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; планировать научно-исследовательскую деятельность; составлять отчет о научно-исследовательской работе; публично защищать выполненную научно-исследовательскую работу; участвовать в научных дискуссиях, свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной лингвистики.
владеть: методами и приёмами филологического анализа языковых явлений различного типа; навыками организации и проведения научных исследований в области филологии; навыками публичной и научной речи, участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов исследования; информационными технологиями.
- Международный бизнес и анализ моделей конкурентной политики в мире
Аннотация. Данная дисциплина относится к циклу дисциплин специализированной подготовки докторантов по направлению “Управление бизнесом”, которая уделяет внимание к развитию, стратегиям, проблемам, принципам, тенденциям, необходимым профессиональным экономистам и менеджерам для поддержки высокого уровня роста производительности, объема реализации и прибыльности, также для разработки и реализации бизнес-исследований и научных проектов с целью повышения эффективности компании.
Цель преподавания дисциплины: Целями дисциплины – изучение особенностей ведения международного бизнеса и анализ существующих теоретических и практических подходов исследования моделей конкурентной политики в мире
.
Задачи курса:
- определение научных дефиниций международного бизнеса;
- изучение особенностей моделей международного бизнеса;
- изучение методов анализа международного бизнеса
- формирование у докторантов логического мышления, необходимого для использования методологических основ для проведения исследований, а также проведения комплексного исследовательского проекта;
- развитие аналитических способностей и формирование системного видения процессов, происходящих на международном рынке.
По завершении курса докторант должен
Знать:
- современные формы, модели, подходы, стратегии международного бизнеса;
- методы анализа международного бизнеса;
- системы показателей оценки деятельности международного бизнеса.
Уметь:
- формулировать актуальность, цель и задачи исследования, теоретическую и практическую значимость, гипотезу исследования;
- собирать, отбирать и использовать необходимые данные и эффективно применять методы анализа и визуализации результатов;
- критически оценивать полученные результаты;
- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы научного исследования
Владеть:
- методологией и методикой проведения научных исследований;
- навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
- навыками количественного и качественного анализа.
- Научно-исследовательский семинар « Актуальные проблемы глобальных рынков: теория и практика»
Аннотация. Научный семинар «Актуальные проблемы глобальных рынков: теория и практика» является составной частью учебного плана подготовки докторантов по направлению «Управление бизнесом» и служит основой для выбора темы научного исследования (докторской диссертации PhD). В курсе «Актуальные проблемы глобальных рынков: теория и практика» раскрываются сущность и специфика функционирования глобальных рынков, в том числе товарно-сырьевых рынков, рынков факторов производства, финансовых рынков, а также глобальных рынков технологий и информации.
Цели преподавания дисциплины:
В ходе изучения дисциплины «Актуальные проблемы глобальных рынков: теория и практика» предполагается, что ознакомление с мировыми проблемами экономики поможет докторантам определиться с темой диссертации и предварительно ее сформулировать, составить план написания докторской диссертации. Кроме того, докторанты смогут овладеть навыками самостоятельной работы научной и справочной литературой по данному курсу, ознакомиться с диссертациями и монографиями видных экономистов.
Задачи преподавания дисциплины:
- углубление знаний по глобальным проблемам мировой экономики и глобальных рынков;
- изучение особенностей глобальных рынков (товарно-сырьевых, факторов производства, финансовых);
- изучение социально-экономических последствий актуальных проблем глобальных рынков
- формирование у докторантов навыков выявлять актуальные проблемы, как в мировой экономике, так и на локальном уровне;
- навыками определения специфических особенностей проблем, как глобального, так и локального характера.
По завершении курса докторант должен
знать:
- глобальные рынки, их специфику и виды;
- актуальные проблемы глобальных рынков.
- особенности социально-экономических последствий актуальных проблем глобальных рынков
уметь:
- по статистическим данным определять тенденции развития глобальных рынков;
- выявлять проблемы на основе сравнительного анализа;
- анализировать и прогнозировать социально-экономические последствия актуальных проблем глобальных рынков.
владеть:
- навыками поиска необходимой информации с помощь современных технических средств и информационных технологий.
- навыками работы с научной литературой;
- навыками выявлять актуальные проблемы, как в мировой экономике, так и на локальном уровне;
- навыками определения специфических особенностей проблем, как глобального, так и локального характера.
Количественные и качественные методов в исследовании
Аннотация. .Данная дисциплина относится к циклу дисциплин специализированной подготовки докторантов по направлению «Управление бизнесом», которая позволяет привлечь повышенное внимание к
качественным и количественным методам, проблемам, принципам, тенденциям, необходимым профессиональным экономистам и менеджерам для разработки и реализации бизнес-исследований и научных проектов с целью повышения эффективности организаций, отраслей, регионов в различных сферах экономики.
Цель преподавания дисциплины: изучение качественных и количественных методов исследования, используемых в рыночной практике и
в академической среде, а также о возможных инструментальных средствах и
технологиях для реализации исследований в экономике.
Задачи курса:
- углубление знаний по качественным и количественным методам исследования;
- изучение особенностей применения качественных и количественных методов исследования;
- изучение возможностей современных информационных технологий систем
- для реализации исследований в экономике
- формирование у докторантов логического мышления, необходимого для
- использования методологических основ для проведения исследований, а
- также проведения комплексного исследовательского проекта;
- развитие аналитических способностей и формирование системного видения процессов, происходящих во внешней бизнес-среде и внутри компании.
Знать:
- современные количественные и качественные методы научно-исследовательской деятельности;
- методы и инструменты решения исследовательских задач.
Уметь:
- формулировать актуальность, цель и задачи исследования, теоретическую и практическую значимость, гипотезу исследования;
- собирать, отбирать и использовать необходимые данные и эффективно
- применять количественные и качественные методы их анализа и визуализации результатов;
- критически оценивать полученные результаты;
- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы научного исследования.
Владеть:
- методологией и методикой проведения научных исследований;
- навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
- навыками количественного и качественного анализа
Институты и инструменты регулирования МЭО
Аннотация. В рамках дисциплины будут изучены теории интернализации и регионализации, тренды развития мировой торговли и её регулирования, особенности европейской и азиатской интеграции, современные инструменты регулирования товарами, таможенные пошлины и тарифы как инструменты регулирования, таможенные процедуры и их роль в регулировании торговли товарами, нетарифные инструменты регулирования, торговая политика и интеграция в области торговли услугами, антидемпинговые процедуры и меры.
Цель освоения дисциплины: Ознакомление студентов с основными понятиями и принципами применения инструментов защиты внутреннего рынка на уровне отдельного государства, а также на наднациональном, международном (многостороннем) уровне. Ознакомление с основными подходами к обеспечению национальных экономических интересов средствами внешнеэкономической политики и способами их реализации и изучение основных инструментов защиты внутреннего рынка, практики их применения
Задачи преподавания дисциплины:
- определение научных дефиниций институтов и инструментом регулирования МЭО;
- изучение международных институтов, проблем их деятельности, теории интеграции;
- объяснения теории межправительственного подхода, современных форм интеграции, влияние мирового кризиса на развитие интеграционных процессов.
- определение новых подходов к роли развивающихся стран в международной торговле, регулирования торговли международными институтами
- определение причин возникновения системы многосторонних обязательств, либерализацию и унификацию систем национального регулирования, основные принципы и структура обязательств
По завершении курса докторант должен
знать:
- теории интернационализации, регионализации, глобализации, интеграции
- новые тренды развития мировой торговли и ее регулирование
- современные инструменты регулирования товарами., многостороннее международное регулирование ГАТТ и ВТО, правила в области регулирования торговли товарами
- таможенные пошлины и таможенный тариф как инструмент регулирования в современных условиях
уметь:
- выявлять проблемы многостороннего международного регулирования МЭО на основе сравнительного анализа;
- анализировать и прогнозировать современные тенденции развития МЭО в условиях глобального кризиса
владеть:
- методологией и методикой проведения научных исследований;
- -навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
- -навыками количественного и качественного анализа.
Цифровая экономика
Аннотация. Данная дисциплина относится к циклу дисциплин специализированной подготовки докторантов по направлению
«Управление бизнесом». Изучение дисциплины будет способствовать не только освоению новых компетенций в сфере применения цифровых технологий,
цифровой грамотности и цифрового профессионализма, но и формированию
соответствующего мировоззрения, понимания сущности цифровой
трансформации экономики, изменений, происходящих на рынке труда, в сфере
цифрового потребления и производства, цифровизации государства, экономики
отраслей.
Цель преподавания дисциплины. Цель дисциплины – изучение последствий внедрения информационно-коммуникационных технологий в практические сферы деятельности общества с точки зрения экономической системы и соответственно новых особенностей современной экономической среды, которые, по сути, означают, что цифровая экономика уже является реальностью, которую нужно учитывать в практической и научной деятельности.
Задачи курса:
- изучение основных теоретических подходов к анализу различных экономических ситуаций на отраслевом и макроэкономическом уровне, и формирование умения правильно моделировать ситуацию с учетом технологических, поведенческих, институционально-правовых особенностей цифровой экономики;
- формирование умения выделять и соотносить негативные и позитивные факторы цифровой трансформации, определять степень их воздействия на макро- и микроэкономические показатели, на возможности ведения бизнеса;
- формирование владения методами анализа цифровой экономики, оценки эффективности цифровой трансформации, выявлять и анализировать проблемы цифровой безопасности;
- формирование владения методами оценки экономической политики и функций государства в новых технологических условиях;
- знакомство со спецификой форм государственного предпринимательства и сотрудничества с бизнесом при формировании цифровой экономики
По завершении курса докторант должен знать:
Знать:
- основные принципы научного исследования конкретных форм, видов цифровой экономики;
- основные теоретические подходы к анализу различных экономических ситуаций на отраслевом и макроэкономическом уровне и уметь правильно
- моделировать ситуацию с учетом технологических, поведенческих, институционально-правовых особенностей цифровой экономики;
- организационно-методические основы развития цифровой экономики в Кыргызской Республике;
- специфику форм государственного предпринимательства и сотрудничества с бизнесом при формировании цифровой экономики.
Уметь:
- определять степень цифрового воздействия на макро- и микроэкономические показатели и на возможности ведения бизнеса;
- выявлять и анализировать проблемы цифровой безопасности.
Владеть:
- методами анализа цифровой экономики, оценки эффективности цифровой трансформации;
- методами вычленения цифровых экономических процессов с учетом классификации видов макроэкономики в научном исследовании;
- методами оценки экономической политики и функций государства в новых технологических условиях;
- методами и методологией научных исследований цифровой экономики.
- Лидерство и инновации
Аннотация. В современных условиях рыночного хозяйствования дисциплина «Лидерство и инновации» является одной из основных дисциплин для программы PhD, обучающихся по направлению «Управление бизнесом». Освоение данной дисциплины позволит будущему докторанту принимать активное участие в решении разнообразных управленческих и научных задач, стоящих перед обществом.
Цель изучения дисциплины: сформировать у докторантов профессиональные знания теории, принципов и основ лидерства и инновации, а также навыки формирования, развития и совершенствования инновационного лидерства.
Задачи курса:
- дать представление о важнейших концепциях, принципах, требованиях и функциях лидерства и инновации в обществе и бизнесе;
- обозначить роль лидерства и инновации в конкурентоспособности бизнеса в современном мире;
- выявлять специфические для стран национальные особенности практики лидерства и инновации и конвертировать их в конкурентные преимущества организации;
- развивать потребности самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы и проведения учебно-исследовательской работы и совершенствования качеств лидера.
По завершении курса докторант должен:
Знать:
- Основные теории лидерства и основные этапы ее эволюции;
- Основные научные концепции лидерства, их авторов и специфику;
- Роль лидера в процессах изучения и внедрения инноваций;
- Работу лидера с различными видами команд, основные способы разрешения конфликтов, специфику управления разнообразием;
- Роль лидера в формировании стратегии организации, ее ценностей и культуры, проведении изменений, знает основы инновационного лидерства.
Уметь:
- формировать систему управления знаниями в организации;
- собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области экономики и менеджмента
- анализировать коммуникационные процессы, процессы принятия решений, командообразования, управления конфликтами и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
- выбирать эффективные формы, методы и технологии реализации функций управления и стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации бизнеса;
- применять методы управления сопротивлением;
- определять способы эффективного взаимодействия в условиях внедрения инноваций.
Владеть:
- методами командообразования,
- навыками формирования, развития и совершенствования лидерских качеств, необходимых для управления бизнесом;
- методами исследовательской деятельности;
- восприимчивостью к инновациям, нововведениям и готов участвовать в мероприятиях по их внедрению